Губернатор Омской области Виталий Хоценко подчеркнул, что реализация данного проекта позволит значительно увеличить грузооборот региона, направленный как в Казахстан и Китай, так и в обратном направлении — к Ханты-Мансийску, где Иртыш втекает в Обь. Появление нового завода сулит не только создание новых рабочих мест, но и рост налоговых поступлений в местный бюджет, что в свою очередь положительно скажется на жизни всего региона.
Основным инициатором данного амбициозного проекта является АО «Омский речной порт», которое планирует наладить производство судов класса «река-море». В частности, акцент будет сделан на изготовлении несамоходных барж-площадок, предназначенных для перевозки минеральных и строительных материалов, а также навалочных грузов.
Не стоит забывать, что Омск вскоре может обогатиться мультимодальным логистическим комплексом, который будет заниматься распределением трансграничных перевозок. Как Астана, так и Пекин выразили заинтересованность в данной инициативе, которая уже некоторое время обсуждается. Это важно в силу того, что водные перевозки по реке являются наиболее экономически выгодными: они обходятся почти в пять раз дешевле, нежели транспортировка грузов по автотрассам.
При поддержке Росморречфлота Иртыш планируется превратить в современный транспортный коридор, который свяжет Обь-Иртышский бассейн с Казахстаном и Китаем. В советские времена по этой водной артерии перевозили более 10 миллионов тонн различных грузов. В настоящее же время данный показатель составляет лишь около 400 тысяч тонн.
Как отметил основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников, для возвращения Иртышу его прежней славы необходимо реализовать целый комплекс мер, направленных на решение проблемы обмеления реки. В частности, следует полностью реализовать Красногорский узел, строительство которого, по обещаниям ведомств, должно быть завершено к 2028 году. Также нужны современные порты с высокими технологиями для обработки грузов и новое судно, без которых невозможно достичь поставленных целей.
Частично вопросы, связанные с недостатком мест для производства, планируется решить через создание нового предприятия, где начнется спуск на воду барж-площадок. Это по сути станет возрождением утраченного в Омской области производственного потенциала. Еще в 1920 году на основе кустарных мастерских в затоне «Загородная роща» был основан судоремонтный завод, который в течение последующих пяти десятилетий занимался обновлением сотен различных судов и плавучих объектов.
В 1973 году это предприятие трансформировалось из судоремонтного в судостроительное и получило наименование Судоремонтно-судостроительного завода. Это название сохранилось и по сей день, однако после распада Советского Союза здесь всего лишь построили несколько новых плавательных средств, включая пассажирские понтоны. В наши дни это одно из старейших предприятий региона в основном занимается ремонтом и иногда модернизацией судов. Поэтому открытие нового завода, о котором было объявлено на областном инвестиционном комитете в мае 2025 года, станет настоящим воскрешением утраченного производства в Омской области, возвращая к жизни целую отрасль, находившуюся в глубоком кризисе.