В настоящее время ведутся разработки судов, работающих на аммиаке. Топливо можно сжигать напрямую или преобразовывать с помощью топливного элемента для выработки электроэнергии для электропривода. Однако первый из них производит вредные выбросы оксида азота и закиси азота. Закись азота примерно в 265 раз вреднее для климата, чем CO2.
Аналогичная ситуация и с топливными элементами, где водород сначала необходимо отделить от аммиака. Хотя оксиды азота не образуются, вопрос в том, какой из двух методов окажется более эффективным.
Когда речь заходит о судоходстве без выбросов CO2, регулярно упоминается ядерная энергетика и здесь Россия — флагман. Во всем мире около 160 морских судов оснащены малыми ядерными реакторами. Большинство из них — военные авианосцы и подводные лодки. Кроме того, российские ледоколы также используют атомную энергию.
Ядерные реакторы могут вырабатывать большое количество энергии, не занимая много места для резервуаров. В то же время энергию можно использовать и для охлаждения скоропортящихся продуктов. Благодаря своим высоким эксплуатационным характеристикам судно также движется быстрее, что означает, что оно может перевозить грузы чаще.
Однако атомные суда требуют и значительного технического обслуживания и всегда представляют угрозу безопасности. Независимо от того, насколько безопасен реактор, в случае утечки радиации в открытом море экипаж оказывается предоставленным самому себе. Как и в случае со всеми ядерными реакторами, существует нерешенная проблема окончательного захоронения радиоактивных отходов.
Около года назад Китай представил проект судна KUN-24AP — крупнейшего в мире контейнеровоза, на котором будет установлен жидкосолевой реактор на основе тория. Однако пока концепция так и осталась нереализованной, а строительство корабля еще не началось.
Норвежская судостроительная компания Ulstein также использует ядерную энергию. Их 149-метровый концепт яхты Thor будет работать на ториевом реакторе и может служить зарядной станцией для судов с аккумуляторным питанием.